Условия регистрации кредитных организаций

Регистрацию кредитных организаций осуществляет Банк России. Учредителями коммерческих банков могут быть юридические лица, которые должны иметь устойчивое финансовое положение и выполнять свои обязательства перед бюджетом.

При регистрации кредитная организация представляет в главное территориальное управление Банка России необходимые документы:

  • ходатайство о государственной регистрации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций;
  • экономическое обоснование создания кредитной организации;
  • документы, подтверждающие право собственности на здание банка (или договор аренды);
  • учредительный договор;
  • сведения о составе и компетенции органов управления кредитной организации;
  • устав кредитной организации;
  • протокол общего собрания учредителей;
  • свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;
  • аудиторские заключения, подтверждающие достоверность финансовой отчетности учредителей;
  • декларации о доходах учредителей — физических лиц;
  • анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации.

Минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой кредитной организации составляет 5 млн евро.

Уставный капитал формируется из вкладов учредителей банка. Влады в уставный капитал могут быть в виде:

  • денежных средств в национальной и иностранной валюте;
  • материальных активов.

Банк России установил предельный размер неденежной части уставного капитала кредитной организации. В первые два года деятельности банка размер неденежной части уставного капитала банка не должен превышать 20%, в последующие годы — 10%.

Денежная оценка имущества, вносимого в оплату части уставного капитала кредитной организации при ее создании, производится при согласии учредителей и утверждается общим собранием учредителей. Не могут быть внесены в уставной капитал банка нематериальные активы и ценные бумаги. За регистрацию кредитной организации коммерческие банки платят государственную пошлину, которая составляет 1% от размера заявленного уставного капитала банка. После получения свидетельства о регистрации кредитной организации в Банке России. Главное территориальное управление открывает корреспондентский счет. В течение одного месяца после регистрации кредитной организации ее учредители должны оплатить 100% уставного капитала, затем Банк России выдает лицензию на осуществление банковских операций.

Виды лицензий:

  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без привлечения во вклады средств физических лиц);
  • лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц);
  • лицензии на привлечение средств во вклады и размещение драгоценных металлов.

Коммерческий банк может быть зарегистрирован в форме акционерного общества открытого типа, общества с ограниченной ответственностью.