Рейтинговая оценка деловой фирмы

Рейтинговая оценка деловой фирмы формируется на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является обобщающим итогом платежеспособности фирмы.

Для рейтинговой оценки используются следующие коэффициенты:

Название коэффициента Значение, балл

  • Коэффициент независимости — 20
  • Соотношение заемных собственных средств — 15
  • Коэффициент покрытия — 20
  • Промежуточный коэффициент покрытия — 10
  • Коэффициент абсолютной ликвидности — 10
  • Рентабельность продаж — 10
  • Рентабельность основной деятельности — 10

Соблюдение уставного уровня каждого из полученных коэффициентов дает соответствующее значение в баллах для рейтинговой оценки. Дополнительно 5 баллов присваивается деловой фирме — заемщику, если она соблюдает так называемое «золотое правило экономики предприятия». Согласно этому правилу темпы роста балансовой прибыли (Тб. п) должны опережать темпы роста реализации (Тр) и темпы роста активов (Так). Оптимальным является следующее соотношение указанных величин:

Тб. п> Тр> Так > 100%.

При рейтинговой оценке вводится корректирующий балл в зависимости от доли дебиторской задолженности в оборотных активах:

Доля дебиторской задолженности в оборотных активах Корректирующий балл

  • Менее 25% — 5
  • От 25 до 5% — 10
  • Более 5% — 15

Корректирующий балл вычитается из итоговой рейтинговой оценки. Итоговая рейтинговая оценка от 75 до 100 баллов соответствует 1-му классу кредитоспособности. Это означает, что предприятие финансово устойчивое, имеет высокую кредитоспособность. Однако на практике таких предприятий очень мало. Рейтинговая оценка от 50 до 70 баллов соответствует 2-му классу. Кредитование таких заемщиков возможно с незначительной степенью разумного риска. Рейтинговая оценка менее 20 баллов соответствует 3-му классу. Это означает, что финансовое состояние деловой фирмы неудовлетворительное. Кредитование данной фирмы связано с высокой степенью риска.

Таким образом, анализ кредитоспособности заемщика позволяет определить основные направления развития кредитной политики в отношении конкретного клиента в течение одного года.